Сейчас все больше и больше рыбаков приобретают эхолоты для улучшения эффективности рыбалки. Такие приборы как Garmin Striker Plus 4 и Garmin echoMAP CHIRP 42dv помогают определять рельеф дна, температуру воды, глубину и наличие косяков рыб, что существенно увеличивает улов.
Но нужно обратить особое внимание на правильную установку устройства, чтобы эхолот не разочаровал своего владельца.
5%скидка
Для читателей нашего блога
скидка 5% на весь
ассортимент
Ваш промокод:BLOGСмотреть все эхолоты
Причины некорректной работы эхолота
Нередко рыбаки жалуются, что их прибор показывает неверную глубину или некорректную карту дна. В большинстве случаев это объясняется наличием 3 пагубных факторов:
1. Кавитацией — образованием пузырьков в воде из-за локального понижения давления в результате перемещения лодки или работы лопастей двигателя. Эти пузырьки мешают ультразвуковым волнам доходить до дна и обратно. Как следствие, устройство отображает неверную информацию.
2. Неправильным положением датчика. Когда трансдьюсер расположен не строго горизонтально, ультразвуковая волна достигает дна не под углом 90°, что привносит в показания существенные искажения.
3. Вибрацией датчика. Если он не зафиксирован неподвижно, то возникает рассинхрон между посылаемой и принимаемой волнами, поэтому эхолот неверно обрабатывает показания.
Оптимальный способ установки эхолота на лодку любого типа обязан учитывать все эти факторы. Но стоит понимать, что расположение двигателя и форма днища — очень индивидуальные параметры у каждой лодки. Поэтому невозможно заранее в точности написать, где и как конкретно установить прибор для бесперебойной работы.
Тем не менее, существует 4 проверенных и несложных способа монтажа эхолота на лодки из ПВХ, алюминия, НДНД, на катер или судно без транца. Вам останется лишь провести испытания точности в полевых условиях и внести незначительные коррективы в расположение трансдьюсера.
Способ 1 — разместить датчик в корпусе днища
Данный вариант применим для ПВХ и НДНД лодок, ведь ультразвук не может нормально проходить через металлы и подобные плотные вещества. Хотя иногда встречаются и катера с предусмотренным местом для монтирования трансдьюсера. Этот способ особенно актуален для рыбаков, которые пользуются лишь одной лодкой и не нуждаются в демонтаже эхолота, а также отлично подходит для судна без транца.
Алгоритм установки:
1. Выбрать место на внутренней части днища. Лучше всего подходит расположение недалеко от киля, ведь там проще добиться строго горизонтального положения трансдьюсера по отношению к водной плоскости. При этом нужно учитывать угол наклона днища при глиссировании или дрейфе.
2. Протестировать работу эхолота на выбранном месте. Вспоминаем поговорку «Семь раз отмерь — один раз отрежь».
3. Вырезать внутренний слой пластика или резины. Создав ложе для датчика, мы увеличим точность показаний, ведь чем меньше слой днища, тем меньше помех.
4. Создать герметичную ванну для трансдьюсера. Большинство датчиков имеет выпуклую поверхность, но нельзя оставлять прослойку воздуха между крайними точками прибора и днищем, поскольку это приведет к неточным показаниям. Ванну можно сделать, заполнив пространство эпоксидной смолой или герметиком.
5. Заклеить вырезанную поверхность эпоксидной смолой. Это нужно в случае НДНД лодки для восстановления герметичности днища.
Этот способ имеет 3 огромных достоинства:
- трансдьюсер не нарушает мореходных свойств лодки;
- обеспечивается идеальная точность показаний;
- датчик никогда не потеряется и не повредится из-за столкновения с чем-либо.
Среди недостатков можно выделить следующее:
- данный процесс монтажа крайне трудоемкий;
- трансдьюсер практически невозможно демонтировать и использовать на другом судне.
Этот метод применим буквально для всех моделей эхолотов Garmin, будь то echoMAP Plus 62см или Striker 4 CHIRP.
Способ 2 — использовать заводское крепление к транцу
Универсальный метод, который не применим разве что в лодках без транца. Понадобятся струбцина из нержавеющего металла с резиновым местом крепления к транцу, кронштейн для изменения глубины датчика и его угла наклона, а также крепежное место соединения кронштейна и датчика.
Установка эхолота таким методом выполняется всего в 6 шагов:
1. Прочно зажать струбцину к транцу. Лучше всего сместить ее ближе к борту, ведь тогда она не будет мешать маневрированию.
2. Прикрепить датчик к кронштейну. Зажимать эту конструкцию нужно намертво во избежание губительной вибрации трансдьюсера.
3. Соединить кронштейн и струбцину с помощью болта. После этого можно регулировать глубину опускания датчика.
4. Скорректировать угол наклона датчика по горизонтальной плоскости. Делать это нужно в полевых условиях при естественном движении лодки в дрейфе или при глиссировании, ведь тогда изменяется угол наклона самого днища. Следует выбрать среднее положение наклона трансдьюсера при таких видах движения.
5. Жестко закрепить всю конструкцию после проверки точности показаний.
6. Поместить экран прибора на днище или установить присоску-держатель.
Преимущества способа:
- быстрый и простой монтаж/демонтаж;
- высокая надежность крепления;
- возможность на ходу изменять глубину и угол наклона трансдьюсера.
Недостатки:
- высокая цена струбцины, кронштейна и узла соединения датчика;
- большая жесткость конструкции, из-за которой при столкновении датчика с препятствием может повредиться сам транец.
Заводской набор креплений KR-Garmin стоит примерно $50 (на январь 2022). Он совместим с эхолотами Garmin Striker Plus, Vivid 7sv, Vivid 9sv, Echomap Plus 73sv, Echomap UHD 93sv и подобными моделями.
Способ 3 — самодельное транцевое крепление
Метод, который стремится повторить конструкцию заводского крепления, но за гораздо меньшую сумму. Подходит любой лодке, у которой есть транец.
Для изготовления крепления понадобится метровая металлопластиковая труба, струбцина из любого строймагазина, нержавеющая металлическая труба с диаметром чуть больше, чем у металлопластиковой, резиновые прокладки, хомуты, болты и шайбы, шплинт.
Последовательность сборки и установки такова:
1. Закрепить металлическую трубу к струбцине. Для этого использовать хомуты и резиновые прокладки.
2. Вставить внутрь металлопластиковую трубу.
3. При помощи молотка расплющить низ металлопластиковой трубы.
4. Просверлить в расплющенной части отверстия и прикрепить туда трансдьюсер. Обязательно вместе с болтами и гайками установить и шайбочки, чтобы соединение было более надежным. Важно не забыть сразу пропустить провод через трубу.
5. Закрепить конструкцию на транец, зажав струбцину.
6. Отрегулировать глубину датчика, поднимая и опуская металлопластиковую трубу.
7. Зафиксировать выбранную глубину. Крепим трубу с помощью шплинта и отверстий, которые заранее просверлили в металлической трубе.
Преимущества данного метода:
- эхолот можно переставить на другую лодку без большой потери времени;
- большая прочность конструкции;
- возможность регулировки глубины расположения датчика;
- относительная дешевизна конструкции.
Недостатки метода:
- изначально нужно потратить немало времени и сил, чтобы все смонтировать;
- крепление жесткое, поэтому при ударе датчика о препятствие можно повредить транец лодки.
Помимо самостоятельного изготовления, можно купить уже готовую конструкцию в интернете. В любом случае она будет более дешевой, чем заводское крепление.
Способ 4 — выносной
Самый простой и бюджетный метод для весельных лодок. Он не применим для судна, которое быстро передвигается за счет мотора. А вот материал изготовления лодки и наличие или отсутствие транца не играют никакой роли.
5%скидка
Для читателей нашего блога
скидка 5% на весь
ассортимент
Ваш промокод:BLOGСмотреть все эхолоты
Установка включает в себя 4 шага:
- Зафиксировать экран эхолота на борту лодки. Это можно сделать с помощью подставки, идущей в комплекте с эхолотами Garmin.
- Закрепить трансдьюсер к пластиковой бутылке. Подойдет литровая и поллитровая. Датчик необходимо прикрепить к середине бутылки, обмотав его клейкой лентой или используя хомут.
- Закрепить провод трансдьюсера к горловине. Можно применить тот же метод, что и выше.
- Отрегулировать глубину нахождения датчика. Доливая или выливая в бутылку воду, устанавливаем нужный уровень глубины.
Преимущества способа:
- предельная легкость установки, с которой справится буквально любой рыбак;
- конструкция изготавливается из того, что есть под рукой в каждом доме и стоит очень дешево.
Недостатки:
- метод подойдет лишь для весельных лодок;
- не актуален для водоемов с течением и заводями.
Как правило, такой метод рыбаки используют на временной основе, когда рыбачить нужно уже сейчас, а до основательного крепления эхолота руки еще не дошли.
Вывод
Эхолоты Garmin повысят эффективность рыбалки владельцу буквально любой лодки: ПВХ с транцем, алюминиевой и НДНД, катера и судна без транца. Простой вам установки и хорошего улова!